Ekaterina Asmus

«Училка» побеждает.

Российский фильм «Училка», премьера которого состоялась в Выборге  на фестивале «Окно в Европу » в августе 2015 года, сразу вызвал огромный зрительский интерес. Жюри фестиваля наградило исполнительницу заглавной роли – народную артистку РФ Ирину Купченко  главным призом – «Золотой ладьей». Затем были победы и в других конкурсах российского и зарубежного кино, за полгода с небольшим «Училка» приобрела 16 наград. И вот, снова победа –  2 апреля 2016 года Ирине Купченко была вручена премия «Ника». Когда-то Ирина Купченко уже играла учительницу. И в картине Ильи Авербаха «Чужие письма». И в венгерском фильме 1990 года «Хомо новус». Выступая на фестивале в Выборге, Ирина Купченко сказала, что ее отношение к профессии учителя не изменилось. Но изменилось время: «Сейчас месседж такой, что учитель — это менеджер по знаниям, а ведь учитель — это святое, это очень высокое звание, и отношение у меня именно такое».

Полгода назад, сразу после первой победы на Выборгском фестивале, мы беседовали с автором сценария кинокартины  – писательницей  Екатериной Асмус.

— Екатерина, с чем, на ваш взгляд, связан успех «Училки»?
— Когда я работала над сценарием, то хотела показать не просто школу. А школу как срез нашего общества. Подробности сюжета я рассказывать не могу. Потому что кто ж будет смотреть матч, если заранее известен счет? Но суть в том, что в классе оказывается пистолет, который участники конфликта, как мяч, перебрасывают друг другу. И только тот, кому удается завладеть на какое-то время пистолетом, получает возможность высказаться и, что особенно важно, — заставить слушать себя.

— Вспоминается знаменитое высказывание Аль Капоне: «С помощью пистолета и доброго слова удается добиться значительно большего, чем с помощью одного только доброго слова»…


— Есть еще хорошая цитата из фильма «Злой, плохой хороший». «Люди делятся на две категории – те которые копают и те, у которых пистолет заряжен…» А если серьезно, то в нашем классе и в нашем обществе в целом  люди практически не слышат друг друга. И как можно в таком случае договориться о чем-то?

— Конфликт в фильме развивается между учениками или между классом и учительницей Аллой Николаевной, которую так блистательно сыграла Ирина Купченко?


— Ситуация очень сложная. Там конфликт всех со всеми. Но начинается все с противостояния учительницы и класса. Наша учительница должна пройти аттестацию. У нее с этим проблемы, она — пожилой человек. Возникает конфликт с молодой директрисой школы, кстати, ее бывшей ученицей. Сорок лет Алла Николаевна считала, что профессия учителя — это призвание, а в наши времена ее низвели до менеджера образовательного процесса.

Так что на урок Алла Николаевна приходит уже «накрученная», на нервах. А там — ученики, которые сидят, уткнувшись в свои гаджеты, болтая, не проявляя никакого интереса к уроку. Важно, что Алла Николаевна — учитель истории. Сегодня это, пожалуй, самый сложный предмет для преподавания в школе. Вокруг столько разночтений в трактовке тех или иных событий. Ученики получают через Сеть огромный поток информации — достоверной, недостоверной, фейковой. Как во всем этом разобраться? Объективной истины нет и, наверное, быть не может. Ведь на любой исторический факт можно посмотреть с разных точек зрения. Допустим, революционные события выглядели совсем по-разному для красных и белых. И те и другие будут жестко отстаивать свои позиции.

— А наша учительница должна придерживаться официального мнения, принятого на данный момент государством?
— С одной стороны, да, должна. Но с другой стороны, она интеллигентный, мыслящий человек, проживший длинную жизнь, имеющий свой опыт, свое мнение. И она четко понимает, что, как бы ни складывались внешние обстоятельства, какая бы ни выпала судьба, человек должен в идеале обладать внутренним стержнем. Должен подвергать чужие мнения, даже авторитетные, сомнению, пытаться мыслить самостоятельно, чтобы не становиться пешкой в чужих играх.

А вот для этого нужно быть образованным человеком. И она всеми силами пытается донести до своих учеников мысль, что образование очень важно. Ученики спрашивают ее: «Зачем оно нужно?» Она убеждена, что все беды — от невежества, что необразованный человек не может строить будущее: ни свое собственное, ни общее. И зрители не могут с этим не согласиться.

Еще одна проблема, которая затрагивается в нашем фильме, — одиночество. Мы эгоистичны, разобщены и сами же страдаем от этого.

— Одиночество — проблема пожилой учительницы?
— Не только ее, но и учеников. В фильме есть монологи детей, которые буквально кричат о том, что никто никому не интересен.

— Но все же фильм венчает хеппи-энд. Почему? Многие критики сочли такой финал искусственным.
— Нам важно было не только поставить острые вопросы, но и дать ответы, рекомендовать, что нужно делать, чтобы ситуация изменилась. У меня была другая концовка, гораздо менее позитивная,  но продюсер убедил меня переписать ее.  В чем-то я его понимаю, люди сейчас и так очень напряжены, перегружены негативом. Мы намеренно ушли от трагедии в трагифарс, не желая концентрироваться на чернухе.

— Что за роль в фильме у Андрея Мерзликина?
— Он играет полковника спецназа, которого вызывают, когда выясняется, что в закрытом классе, где находятся ученики и учительница, есть пистолет. Приезжает полиция, спецназ, пытаются вести переговоры. Это не удается. Полковник спецназа думает, что там находится террорист. В итоге он принимает решение взорвать дверь и пойти на штурм. Это происходит, когда внутри класса люди все же сумели договориться.

— Расскажите, пожалуйста, о ребятах, которые сыграли учеников…
— Зрители, которые смотрели фильм, были убеждены, что снимался действительно класс.

На самом деле мы собирали ребят долго, несколько месяцев. Все-таки было требование, чтобы у потенциальных актеров была какая-то подготовка — театральная студия, кружок. Потому что роли сложные. Действие фильма происходит в закрытой локации, где нет никакой сценографии, перемены места. А работать так всегда гораздо труднее

Съемки фильма должны были начаться в ноябре прошлого года. А в декабре грянул кризис. И все уже сомневались в том, что фильм вообще удастся снять. Но так случилось, что кризис сработал на нас. Пока ждали разрешения финансовой ситуации, режиссер продолжал заниматься с ребятами, они общались друг с другом, сдружились, стали сплоченной командой.

А Ирина Купченко за это время успела прочитать сценарий. И — Андрей Мерзликин, у которого параллельно было еще три проекта. Но когда он узнал, что съемки будут проходить в Королеве, в той самой школе, где он когда-то учился, сразу согласился. Причем его герой тоже оказывается в похожей ситуации — спецназ вызывают в школу, где он учился.

— Фильм уже показывали на многих российских фестивалях. Как его принимают зрители?
— Фильм вызывает интерес, задевает за живое. После просмотра на сцену выходит вся съемочная группа, готовая ответить на любые, самые острые вопросы. Зрители благодарят, делятся своим опытом. Приходили учителя, которые говорили, что многое показанное в фильме им близко. Что порой в класс заходишь, как в клетку с хищниками. Приходится укрощать учеников, укрощать и себя — потому что учитель всегда, в любой ситуации должен «держать лицо», сохранять достоинство. Особенно трудно учителям, преподающим предметы, от которых не зависит будущее поступление в вуз. Скажем, довольно легко преподавать математику в математической школе. А если географию? Или, как в нашем фильме – историю?

Беседу с автором сценария  вела  журналист Зинаида  Арсентьева