Марина Корол: Акварель – это основа основ

Есть еще неизведанные места нашей родины – неизведанные любителями прекрасного небольшие галереи, потому что все остальные места – не искусства, а природы – уже истоптаны любителями прогулок и фотографий. Один из таких живописных уголков находится в самом центре Хадеры, где в постоянно ремонтирующемся здании «Бейт Яд ле-Баним» отвоевали часть помещений под Дом художника – «Бейт ха-Оманим». Воевали как сами художники города, так и главный заводила – известный педагог и искусствовед Антон Бидерман, человек неумной энергии, полный идей, знакомств и предложений. С предложением подготовить выставку акварелей он обратился к живущей и работающей в Хадере художнице Марианне Король, рисующей-творящей в разных стилях, жанрах и красках.

Что заставляет художника  работать, создавать и выставлять картины? Рисует ли он «в стол»?  Почему столь важно показаться публике? Как приходит идея, тема цикла, как происходит процесс созидания? Все эти вопросы я адресую Марианне Король, чья персональная выставка «Прозрачные лоскуты памяти» открыта в Доме художников в Хадере, где на стенах – будто занавеси на окнах – развеваются ее картины-не картины,  полотна-не полотна, то ли акварели, то ли расписные ткани, из которых художница шьет себе платье. Прозрачные лоскуты памяти с рисунками, выбранными Марианной для себя и под себя так же тщательно, как женщина выбирает наряды, примеряя их, продумывая, подбирая одно к другому.

–  Я давно хотела сделать акварельную серию работ, но больших, – говорит Марианна Король. – Искала подходящую текстуру и, как мне показалось поначалу, нашла. Нашла бумагу ручной выделки, впитывающую краску. Потом другую, с особой поверхностью, затем – бумагу из вторично переработанных материалов с вкраплениями сухих листьев, стеблей, цветов. Пробовала, примеривалась, но всего этого было мне недостаточно. Мне хотелось размахнуться, выплеснуть краски на большое пространство, несмотря на то, что обычно акварели выполняют в камерном формате

– Марианна, почему именно акварель? 

 Акварель – это основа основ. Учить рисовать начинают акварелью, хотя это сложно. Акварельный рисунок трудно подправить, на бумагу можно нанести максимум 2-3 слоя. Акварель сразу дает представление об умении и способностях художника. Когда Антон Бидерман обратился ко мне с предложением сделать выставку акварелей, это было очень заманчиво, но в то же время весьма непросто – мне хотелось уйти от рутинных представлениях об акварели, от небольшого формата.

– Акварель – это нечто изначально прозрачное. Как вам удалось эту прозрачность сохранить

–  Решение пришло случайно: я зашла в магазин тканей и увидела рулоны с подкладочной тканью – практически любой ширины, которую можно как угодно нарезать, набросать на пол, прикрепить на стены. Именно это я и сделала – завесила кусками тканей весь дом и начал писать на них акварелью. Рисовала на них именно то, что акварель предполагает – птиц, фрукты, деревья, цветы.

 – И в результате появились воздушные и прозрачные акварельные лоскуты, слои вашего воображения, воображения художницы, которые входят и в нашу память.

– Да, я искала то, что было бы только моим искусством, только моей живописью – и нашла в этой летящей прозрачности. Мне хотелось доказать, что идея живописной серии, будучи задуманной, обязательно должна найти свое отражение, быть выплеснутой с помощью красок на ткань и представлена публике.

Прозрачная акварель на прозрачной легкой ткани. Эмоциональная романтика и откровенная лирика, чистый взгляд, светлые краски и уважение к канонам рисунка. Метафоры природы на нарочито неровно обрезанных разного размера кусках тонкой мягкой ткани-бумаги – нетканого материала, из которого делают скатерти и «изнанку» одежды, материала, использующегося для подкладочных работ. Не бумага и не холст, некая субстанция, которую обычно прячут, а здесь – выделяют, украшают, превращают в полноценное живописное полотно, в одежды художницы.

– Ваша выставка в Хадере – далеко не первая. До этого были персональные экспозиции в Братиславе и Тель-Авиве, коллективные в Лондоне, Герцлии, Маале ха-Хамиша, на Голанах…
– …А еще в нашей школе: я ведь не только пишу картины, но и преподаю искусство, руковожу собственной художественной  школой Art-Placeв Хадере. Это школа со своим расписанием, преподавателями, изучением основ архитектуры, итоговыми выставками и уже возникшими традициями. К примеру, когда в Хадере проходила международная выставка детского творчества, где были показаны работы из Словакии, Украины и Польши, то Израиль представляли ученики школы Art-Place.

Ветер поднимает акварельные лоскуты, вздымает реальность над временем, чей вес обозначен прозрачной краской на прозрачной ткани, приглашает нас заглянуть в зазеркалье, в гардеробную художницы. Там – из заветного сундука идей – извлечены листья и цветы, шелестящие ветви олив и шелковиц, цветы чертополоха, головки чеснока, яркие яблоки, нежные шелковистые  ракушки, теплый ветер, рассказы о затаенных чувствах, вышивки для воздушного театра.

Нежные акварели срывают кожуру реальности. Прозрачные завесы очищают ее от примесей, проявляя суть слоями акварели на шуршащем, блестящем, «говорящем» материале, слои красок на котором шепчут и шепчут, слои как слова, цветы как рассказы, деревья как книги.

Выставка открыта до 14 июня в «Бейт ха-Оманим – Хадера» (на углу улиц ха-Наси и Ротшильд). Часы работы: с понедельника по четверг, с 9:00 до 12:00 и с 17:00 до 20:00. Вход свободный.

Маша Хинич

Сайт «Бейт ха-Оманим – Хадера»