Художественность — главная ценность

 

Прекрасное создается через огромное чувство любви к тому, что выражено посредством живописи, рисунка и фотографии. Порой невидимые для обывателя линии и создают неповторимость формы, композиции. В беспорядочной любви есть свой порядок. У каждого вида искусства свои законы, свои определения, но нет никаких препятствий в совершенствовании, улучшении, изменении, поправке в законах, ведущих к лучшему пониманию или развитию. В искусстве фотографии такой простор, что иногда захватывает дыхание. Найти свой цвет, найти линии, которые передают движение, перспективу в огромном внутреннем пространстве и времени фотографии — вот цель фотографа как художника. В этом отношении помогает изучение живописи, рисунка, графики и, конечно, мастеров фотографии.

Изучая историю, убеждаешься только в одном: художественность — главная ценность фотографии как искусства. Художественность — это, прежде всего, те компоненты творческого поиска, когда через композицию ты отвечаешь: что, когда и зачем.Проблема четкого определения места фотографии среди других искусств волнует сегодня как представителей эстетической мысли, так и фотожурналистов, которые пишут о проблемах фотоискусства, подробно останавливаясь на истории фотографии, разбирая достоинства и недостатки целых направлений, приводя очень много ценных замечаний о взаимоотношении фотографии и изобразительного искусства, однако не называя четких критериев, по которым фотография включалась бы в семью искусств.

 

«Искусство ли фотография?» — так вопрос ставить нельзя. «Когда фотография становится искусством?» — вот на какой вопрос мы постараемся ответить. Фотография вначале возникла как технический прием фиксации действительности, и в таком качестве широко используется и поныне для документационных целей. Однако одновременно с ростом технических возможностей в фотографии произошли и качественные сдвиги, настолько существенные, что позволяют говорить о ней как об искусстве — с позиций искусства как катарсиса. «Поднося аппарат к глазу, фотограф интуитивно сосредоточивает на одной линии глаз, мысль и сердце. Именно эта секунда для фотографа — единственный момент созидания, в этом — накопление опыта, жизненного стиля, образа мышления, культуры, эмоциональности, воображения, случайности и я не знаю, еще чего», — пишет великий французский фотограф Картье-Брессон. Очень важно здесь именно это «не знаю» Картье-Брессона. Именно это «еще что-то» и есть катарсис, без чего все отмеченное Картье-Брессоном есть лишь смесь «сырых продуктов». Огонь, который превращает их в «пищу» — произведение искусства, и есть катарсис.

 

Процесс создание снимка состоит, вообще говоря, из двух неравных частей. Первая — собственно съемка, фиксация некоторого неповторимого мгновения жизни, вторая — работа в лаборатории, где первичный результат может быть до известной степени изменен. Обе эти стадии плюс третья — восприятие снимка зрителем — должны развиваться по законам создания произведения искусства, то есть в борьбе содержания, вызывающего бессознательный поток чувств, и формы, преобразующей эти чувства силой осознанных приемов. В этой схватке возникает катарсис (очищение) и рождается снимок как произведение искусства. Самым главным в создании снимка, безусловно, является первая часть — фиксация мгновения действительности. Если воспользоваться известными строками «из кувшина может вытечь только то, что было в нем», то «наливает кувшин» фотограф в момент нажатия на спуск затвора. В это мгновение, как уже говорилось, концентрируется все, чем богат фотограф как личность: и его эмоциональное богатство, выплеснувшее под влиянием действительности определенные чувства, этот сплав «способности видеть», социального «инстинкта» и интенсивной внутренней жизни художника, и его творческий потенциал, в том числе узкопрофессиональный, позволяющий ему раскрыть свои чувства, облечь их в наиболее яркую художественную форму путем использования всевозможных технических средств деформации и трансформации реальности. Все это соединяется мгновенно и, по сути дела, почти бесконтрольно — таким образом, осуществляется творческий акт. Отсутствие какого-либо из этих двух компонентов сразу исключает снимок из числа произведений искусства. В такой концентрации во времени, немыслимой в других видах искусства, — великая тайна и особенность фотографии.

Таким образом, подход к оценке фотографии как произведения искусства ничем не отличается от тех общих положений, которые применяются при оценке живописи, музыки и т. п. Фотоискусство также представляет собой чувственное освоение мира, зафиксированное в специальной форме, и эта фиксация совершается в противоборстве формы и содержания, через катарсис, вызывая тем самым психическую разрядку, просветление и сильнейший эмоциональный импульс на будущее. Этим фотоискусство выделяется из массы информационных и развлекательных фотографий, которые ежедевно обрушиваются на головы людей средствами информации.

Исходя из этих размышлений о фотографии, я, как руководитель проекта «Art of Inspiration», придумал способ, которым мы, участники проекта, собираем свою богатейшую коллекцию фотографий из многих стран мира, из разных регионов, в которых живут фотографы — создатели фотографий, тем самым нам удается создать уникальный, на наш взгляд, подбор произведений искусства, способный вызвать у зрителя ярчайший эмоциональный всплеск. И самым важным в нашей коллекции является то, что наряду с художественной фотографией мы представляем и живопись, и графику, и скульптуру, и рисунок, ставя тем искусство фотографии в один ряд с другими видами искусства.