Matvei Vaisberg-rus 2017-02-08T03:02:42+00:00

Matvei Vaisberg

Visit Website
Projects
Selected exhibition – #1
selected exhibition – #2
interview with artist – #1
interview with artist – #2
interview with artist – #3

Цитата: «Живопись – это самое непосредственное послание в будущее»

«Искусство похоже на все остальные виды деятельности человечества. Каким-то образом оно взаимосвязано с развитием общества. Однажды у меня была попытка сделать хронологический диптих – сравнение научно-технической революции конца XIX – начала XX века и революции в искусстве. На мой взгляд, иногда искусство такие вещи интуитивно предваряет. Аналогично и с социальной революцией. Вот, например, как у Маяковского в «Облаке в штанах», написанном между 1914-1915 годами: «…в терновом венце революций грядет шестнадцатый год». Поэт, который больше чем поэт – он видел и прозревал.»

«Быть художником – очень рискованное занятие. Это как без понимания лоций выйти из пункта А в неизвестный пункт, не зная наверняка, существует ли он вообще. Мы возвращаемся к вопросу о том, кто такой художник, что он делает и зачем.»

«Актуальность в искусстве – вопрос спорный, особенно когда искусство само начинает называть себя актуальным. Это своего рода вызов, мол, мы актуальны, а остальные – нет. Актуальность меня не слишком интересовала.»

Биография.

Матвей Семёнович Вайсберг (28 декабря 1958Киев) – украинский живописец, график, художник книги

Сын шахматиста Семёна Вайсберга и искусствоведа Шеллы Гарцман, внук поэта Матвея Гарцмана. Закончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова (1985). С 1988 участвовал в коллективных выставках, первая персональная экспозиция состоялась в 1990 в Киеве (Музей истории Подола). На настоящий момент состоялись более 50-ти персональных и групповых выставок, в том числе в Национальном музее украинского искусства, Киевском музее русского искусства, Музее современного искусства (Одесса), Черкасском художественном музее, Музее Берлинской стены (Берлин), Украинском институте Америки (Нью-Йорк)[1], Европейском доме (Лондон)[2], Сейме республики Польша.

Творчество
Глубоко пережил творчество Жоржа Руо, Хаима Сутина, Франсиско Гойи и др. Вместе с критиком Андреем Мокроусовым и др. развил концепцию художественного арьергарда[3], который и представляет в своём творчестве. Чуждый миметичности, вместе с тем никогда не был близок к абстракционизму. Не осознавая себя религиозным художником и верующим человеком, постоянно обращается к библейской тематике (Дни творения, 2000, Книга Иова, Сцены из Танаха). В 2014 году неожиданно для себя обратился к событиям современным, произошедшим в Киеве в 2013-14 гг., создал цикл под названием “Стена”.

Живописные циклы
Автор живописных циклов “Семь дней” (1998-99), “Иудейская пустыня” (2001), “Антропный принцип” (2004-2008) , “Пляски” (2006-2009), “Сцены из ТаНаХа” (2006), “Pur Vital” (2006), “Тридвадва” (2009), “Стена” (по гравюрам Ганса Гольбейна-мл. к Ветхому Завету, 2012) , “Небеса безмолвствуют” (2008-) и др.

С 28.01.2014 по 08.03.2014 создал живописный цикл “Стена”, который основывается на событиях, произошедших в Киеве на Майдане независимости, свидетелем и участником которых был автор. “Стена” состоит из 28 работ, каждая размером 45х60 см, которые экспонируется единым блоком – стеной. На настоящее время выставлялась в Киеве, Лондоне, некоторые элементы – в Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, в будущем предполагаются выставки в других городах США, Италии, Украины. 5-го марта 2015 года выставка “Стена” открылась в Сейме Республики Польша в Варшаве. C 12.02.2016 по 05.03.2016 выставка, включающая серию “Стена” экспонировалась в Национальном музее Грузии.

Книжная графика
Иллюстрировал книги Шолом-Алейхема, Э.Багрицкого, И.Бабеля, Г.Кановича, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Г.Юнга, С.Кьеркегора, Достоевского, Йозефа Рота.
Работы в музеях и галереях

Живопись и графика М.Вайсберга хранится в музеях Киева, Вильнюса, Чикаго, Берлина и др., в собраниях частных коллекционеров многих стран мира.
В 2014 г., музей Магнес (Беркли, Калифорния) приобрел 12 работ Матвея Вайсберга, включая портреты известных еврейских поэтов и писателей. На 4 портретах изображены еврейские поэты, писавшие на языке идиш, которые были расстреляны органами НКВД в 1952 г. по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК): Ицик Фефер(1900-1952), Лейб Квитко (1890-1952), Перец Маркиш (1895-1952) и Давид Гофштейн (1889-1952). На остальных 4 портретах – знаменитые писатели и поэты Шолом-Алейхем,Осип Мандельштам, Борис Пастернак и Давид Бергельсон.

Гражданская позиция

Не является членом Национального Союза художников. Своё отношение к официально-номенклатурной системе выразил таким словами: “Я увидел всю существующую там градацию поклонов и рукопожатий. Никого не хочу обидеть, но душа квантово не разделяется — если ты отдал, то изволь отдать всё.”

Матвей Вайсберг, один из самых известных и продаваемых украинских художников, готовит новую авторскую выставку, которая, по предварительным данным, должна состояться в конце сентября этого года в Музее истории Киева.

О подробностях проекта художник рассказал Cultprostir: «Этот проект инспирирован теми работами, которые уже существуют, а именно серией Pur Vital, посвященной жителям немецкого дома престарелых. Кураторы Музея истории Киева его увидели, после чего последовало предложение сделать индивидуальную выставку. Мне это показалось очень интересным, потому что, во-первых, далеко не все работы я выставил в рамках проекта Pur Vital, во-вторых, было желание сделать еще что-нибудь для него. Не хватало решимости. Но поступило предложение – и одна новая работа уже практически готова. Тема этого проекта связана с моими родными. Я приезжал в Германию к своей маме и бабушке, видел людей, которые жили в домах престарелых, для них появление какого-то другого человека всегда было событием. С кем-то я даже успел подружиться… Что касается эмоций, то выставка получится невеселой, но гуманистической. Надеюсь, удастся где-то в чем-то захватить рембрандтовскую ноту. Это картины о жизни, а она бывает разной, в том числе и конечной».

 

ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo
ncncjskosdpo